О понятии «ликвидация»
Бизнес – дело сложное и рискованное. Каждый день тысячи мелких и крупных компаний регистрируются и только начинают свою деятельность, но немало и таких фирм, которые проходят через процедуру ликвидации из-за ошибок и просчетов, из-за неверной оценки рынка, из-за управленческих ошибок и т.д.
Ликвидация юридического лица – это исключение организации из ЕГРЮЛ. Причин для ликвидации может быть множество. Законом определены такие понятия, как принудительная ликвидация и ликвидация добровольная. Вне зависимости от вида ликвидации, юридическое лицо в финале данной процедуры будет исключено из ЕГРЮЛ.
Добровольная ликвидация – это всегда воля учредителей (участников, акционеров). Это решение, принятое на общем собрании и должным образом оформленное. Принудительная ликвидация может быть инициирована только по решению суда.
О сложности процедуры
Добровольная ликвидация – это всегда хлопотно. Нужно исполнить множество формальностей, сформировать ликвидационный баланс, рассчитаться со всеми кредиторами и погасить все бюджетные платежи. Именно поэтому многие предприниматели просто «бросают» свои компании, выработавшие ресурс. Это сделать гораздо легче, чем пройти самостоятельно через весь процесс добровольной ликвидации. Однако потом возникнет сразу несколько оснований для судебных разбирательств с кредиторами, сотрудниками и учредителями. Хоть процесс и сложен, но желательно этот путь пройти.
Сама идея создания ЕГРЮЛ заключалась в том, чтобы предоставить государственным органам инструмент контроля над компаниями, ведущими финансово-хозяйственную деятельность на территории РФ. Но сейчас (из-за сложной процедуры ликвидации) в Реестре продолжают значиться компании, которые фактически давно прекратили свою деятельность (к таким компаниям может быть применена процедура принудительного исключения из ЕГРЮЛ).
Почему в процессе ликвидации компании важно обратиться за помощью к профессионалам?
Качественно провести процесс ликвидации компании по силам только настоящим специалистам. В нашей компании работают юристы с многолетним практическим опытом, многие из них – бывшие сотрудники государственных органов. Это позволяет гарантировать всем нашим клиентам прохождение процесса ликвидации с минимальными затратами времени и сил.
Команда сотрудников нашей компании может подготовить необходимый пакет документов для ликвидации «с нуля» либо устранить ошибки в ранее подготовленных документах. Обращаясь к нам, Вы получаете непрерывное юридическое сопровождение по всем вопросам, касающимся регистрации изменений в ЕГРЮЛ.
В нашей работе не бывает задержек и проволочек. Мы ценим время своих клиентов и хорошо понимаем, как важно провести регистрацию объекта или ликвидацию компании точно вовремя. Мы сосредоточены не только на качестве предоставляемых услуг, но и на оперативности исполнения всех правовых процедур.
Добровольная ликвидация и её этапы
Решение о добровольной ликвидации принимается учредителями (акционерами, участниками) компании на основании Устава. Это решение – самое начало процесса добровольной ликвидации. Это решение обязательно должно быть оформлено в полном соответствии с законодательством России.
Решение и уведомление
После принятие решения о добровольной ликвидации, необходимо направить уведомление в местный орган госрегистрации (налоговый). Если это правило будет нарушено, то виновные могут быть привлечены к административной ответственности.
К такому уведомлению прилагают решение о ликвидации. Сразу после получения уведомления регистрирующий орган вносит изменения в ЕГРЮЛ. С этого момента никакие изменения в учредительные документы внести уже не удастся. К тому же, ликвидируемая компания не сможет выступить в качестве учредителя иных юридических лиц.
О ликвидационной комиссии
Учредители (участники, акционеры) компании, принявшие решение о ликвидации, должны создать ликвидационную комиссию или назначить ликвидатора. Налоговая служба вносит в ЕГРЮЛ информацию о факте создания такой комиссии и выдает компании соответствующие документы.
Следующее действие – уведомить банк, в котором открыты счета компании, о составе ликвидационной комиссии. Сотрудники банка должны предоставить участникам этой комиссии полный доступ к финансам организации.
Ликвидационная комиссия обычно состоит из руководителя компании, нескольких её сотрудников (экономист, юрист, бухгалтер) и её учредителей (хотя это и не является обязательным — членами комиссии может быть кто угодно).
Вместо ликвидационной комиссии возможно утверждение ликвидатора в единственном числе.
Официальное объявление о факте ликвидации юридического лица
По закону, юрлицо обязано официально заявить о начале процедуры ликвидации. Это делается для того, чтобы все кредиторы могли предъявить к ликвидируемой компании свои требования. Такое объявление публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации».
В журнале публикуется:
- полное наименование компании (юрлица), принявшего решение о начале ликвидации,
- ОГРН юридического лица,
- ИНН и КПП юрлица,
- Юридический адрес компании,
- Сведения об органе, принявшем решение о ликвидации,
- Номер и дата принятого решения,
- Порядок обработки требований кредиторов;
- Иные необходимые данные.
Уведомление о ликвидации, направляемое в адрес сотрудников компании и представителей службы занятости
Всех работников необходимо письменно уведомить о ликвидации компании не позднее чем за 2 месяца до даты увольнения. Если на фирме действует профсоюз, то его необходимо уведомить за 3 месяца. Сообщить о массовом увольнении специалистов требуется и в службу занятости, при этом нужно передать полную информация о каждом увольняемом с указанием его профессии, квалификации, размера оплаты труда и т.д.
Ликвидируемая компания обязана выдать заработную плату всем сотрудникам до их официального увольнения, а также выплатить выходное пособие. На срок 2-3 месяца за сотрудниками должна быть сохранена их заработная плата (пока они находятся в поисках новой работы).
Уведомление каждого из кредиторов
Каждый кредитор должен быть письменно уведомлен о ликвидации, в письме необходимо указать срок для заявления требований. Данный срок не может быть меньше 2-х месяцев, если кредитор не обратился с требованием в указанный период, то его требования ликвидатор (ликвидационная комиссия) может не удовлетворять.
Сверка расчетов по налогам и выплат различным фондам
Два или три месяца потребуется налоговой службе, чтобы проверить ликвидируемую компанию, выявить недоимки по сборам, вынести решение о привлечении или отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности. Ликвидируемая фирма обязана выплатить все долги в бюджет, уплатить все пени и штрафы, урегулировать все вопросы с внебюджетными фондами. Каждый из фондов имеет право инициировать собственную проверку ликвидируемой компании.
Составление промежуточного ликвидационного баланса
Через 2 месяца после объявления о ликвидации компании ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Это, как правило, обыкновенный бухгалтерский баланс. Уже известны все кредиторы, в балансе отражено все имущество компании и результаты рассмотрения требований кредиторов. Учредители (участники, акционеры) юрлица утверждают промежуточный ликвидационный баланс.
Об утверждении промежуточного ликвидационного баланса необходимо уведомить регистрирующий орган (подается уведомление, на основе которого вносятся изменения в ЕГРЮЛ, а ликвидируемой организации выдается соответствующая выписка).
Утверждение ликвидационного баланса
После удовлетворения всех требований кредиторов ликвидационная комиссия вправе приступать к составлению ликвидационного баланса. Утверждают его учредители (участники, акционеры). Требуется также уведомить орган госрегистрации и внести запись в ЕГРЮЛ.
Завершение ликвидации
Официальным завершение процесса ликвидации считается факт внесения записи о прекращении юрлица в ЕГРЮЛ. Это дата прекращения существования компании.
Пакет документов для ликвидации:
- Заявление по форме №Р16001. Подается в орган регистрации ликвидатором или ликвидационной комиссией.
- Ликвидационный баланс.
- Квитанции об уплате госпошлины.
- Документы об учете во внебюджетных фондах.
Этих документов достаточно, чтобы полностью удалить запись о юрлице из ЕГРЮЛ. Сразу после этого производится закрытие расчетных счетов, уничтожение печати и передача документов в архив на хранение.